В нехитром стишке, предваряющем эту заметку, полностью передается основная мысль, заложенная в данном фильме (в любом фильме заложена какая-то мысль, даже в таком дебильном). Дэрилл Уизерспун (Марлон Уэйанс) учится в колледже и мечтает устроиться в одну престижную фирму, которая раз в год после предварительного конкурса приглашает одного из учеников этого колледжа к себе на работу. Зачем ему эта престижная фирма? Не только ради карьеры! Дэрилл происходит из нищей семьи (типичная негритянская семья: толстая мамми и куча ребятишек), поэтому мечтает о том, что заработает много денег и купит мамочке красивый дом, который она сможет засорить точно так же, как и нынешнюю лачугу.
Денег Дэриллу всегда не хватает, поэтому он берется за любую сверхурочную работу: водит экскурсии по колледжу, моет посуду, подрабатывает в лаборатории... Однажды он прослышал, что факультету нейропсихологии нужны добровольцы для проверки на себе нового эликсира, который должен многократно усилить все органы чувств, и Дэрилл отправляется туда, чтобы заработать еще немного денежек. Изначально в этом эксперименте хотят принять участие многие ученики колледжа, но экспериментаторы честно признаются перед собравшимися (согласно федеральному законодательству), что "препарат 563" (так называется это снадобье) может вызвать следующие побочные эффекты: сонливость, бессонницу, головные боли, появление перхоти, кишечные колики, зуд в заднем проходе, жжение в заднем проходе, геморрой и головокружение.
Пока тетка с кафедры зачитывала этот длинный список, почти все собравшиеся как-то сразу пришли к выводу, что каждый из этих эффектов по отдельности они еще могут пережить, но все вместе - ни за что и ни за какие деньги, поэтому аудитория опустела. Остался только Дэрилл, который после ночной работы дрых, как сурок. Ему-то и досталась роль первопроходца в этом смелом эксперименте. Поначалу парень тоже хотел было отказаться, но профессор объяснил, что за эксперимент он получит три тысячи баксов, поэтому Дэрилл согласился, не раздумывая.
Ну а дальше - пошло-поехало. С помощью препарата Дэрилл раз в десять улучшил все свои пять чувств, в результате чего стал местной звездой, и его шансы на получение вожделенной работы сильно увеличились. Поначалу, конечно, ему нелегко было справиться с новыми ощущениями (чтобы унять жжение в заднице пришлось одалживать у профессора специальный ежик), но затем он привык и даже стал получать удовольствие.
Но в один прекрасный (точнее, несчастный) момент Дэрилл почему-то решил, что лишняя доза не помешает - ему предстояла важная встреча с будущими работодателями, - поэтому он взял и вколол себе двойной комплект. В результате этого у него по очереди стали отказывать все пять органов чувств, что привело к забавным (как показалось создателям фильма) ситуациям...
Картина "Без чувств" относится к довольно новому типу комедий - начало которым положил небезызвестный "Чокнутый профессор" - полным совершенно потрясающего негритянского юмора. Почему я называю этот юмор негритянским, и не связано ли это с моими расистскими взглядами, которых у меня нет вовсе? Да потому что в "белых" фильмах само направление юмора, как правило, несколько другое. У них смех вызывает совсем не то, что у черных. В этом легко убедиться, посмотрев, например, "Не грози южному централу, попивая сок у себя к квартале" или "Большую маму".
Типичный негритянский юмор, где шутки в большинстве своем вертятся вокруг задницы и всяких скабрезностей, и где фильм считается незавершенным, если кто-нибудь не сделает свои крупные дела, сидя на унитазе, а рядом не будет прятаться главный герой, который подробно комментирует работу пищеварительного тракта расслабляющегося на толчке персонажа. Я же говорю - юмор такой. Вы не подумайте, что я его осуждаю. Ну если людям это смешно - так оно и хорошо. Просто я в такой сорт юмора не въезжаю. Вероятно, потому что темный. В смысле, белый. Мне бы все какие-нибудь "Мои голубые небеса" подавай или "День сурка". Или, на худой конец, "Красивая жизнь", который по сравнению со всем этим пердильным юморком выглядит просто шедевром.
Так вот, "Без чувств" - классическая негритянская комедия, хотя негров там не так уж и много. И что самое странное - сняла ее тетка, которая никогда особенно не специализировалась на юморе подобного рода. Наоборот, она является режиссером очень милой комедии "Маленькие негодяи". Собственно, помня об этом, я и купил этот фильм. Впрочем, сам виноват. Имя Марлон Уэйанс - звезда и автор сценария "Не грози южному централу..." - сразу должно было дать понять, что меня там ожидает...
Так что если вам нравится "Южный централ..." - немедленно покупайте "Без чувств" и наслаждайтесь. Хотя "Без чувств" по пошлятине переплюнул даже "Южный централ". Чего только стоит сцена, когда знакомая Дэрилла со своей подружкой отправляется в туалет, чтобы подружка могла немножечко покакать, а Дэрилл со своими обостренными чувствами (ясный пень, для чего же они еще нужны) это все слышит, осязает и комментирует. Я же говорю - потрясный юмор. Просто суперский.
Если же вас от централов тошнит, тогда не тратьте свое время и деньги, а лучше пересмотрите что-нибудь старенькое и не такое туалетно-специфическое.
Меня более поразило другое. Даже по такому вторичному и немудреному сюжету можно было сделать более-менее приличную комедию. Тем более, что почти все остальные актеры - белые и играют достаточно традиционно. Зато Дэрилл - просто луч света в темном царстве, который немудреную, но приличную комедию превращает в такую же немудреную, но зато максимально пошлую и сортирную. Впрочем, понятно, что оно так и задумано, и режиссер пригласил Уэйанса именно за этим.
Смешного, на мой взгляд, в этом фильме нет ничего. Те якобы комедийные ситуации, которые разыгрываются в некоторых сценах, были уже по сто раз в других фильмах. Они, быть может, еще и сработали в исполнении какого-нибудь не столь четко ориентированного актера, но в данном случае направление фильма совершенно однозначно. Чернокожие подростки, я так думаю, от этого фильма были в восторге. Но еще раз заклинаю - не поймите меня как-то превратно! Я ничего не имею против чернокожих подростков! Тем более, что живу я не в Америке. Просто мы с ними смотрим разные фильмы. Этот фильм - сделан для них.
Одно меня только порадовало. Профессора-экспериментатора там играет замечательный актер Брэд Дурифф... Помните Билли из "Полет над гнездом кукушки" (он номинировался на Оскара за лучшую роль второго плана)? А его совершенно потрясающую роль в "Регтайме" по Доктороу? Но после этого Брэд стал сниматься в каких-то третьесортных триллерах и ужастиках, которые я просто не смотрю, поэтому он совершенно пропал с горизонта. Жаль, очень жаль. Такой хороший актер... Ну, хоть здесь появился. Хотя роль у него, конечно, микроскопическая.
И единственное, на кого можно посмотреть в этом фильме, так это на соседа Дэрилла по комнате, которого зовут Тим ЛеФлор (Мэттью Лиллард). Он и по сценарию - довольно колоритный персонаж, и сыгран весьма здорово